Форум: Материальный поворот и антропология религии
DOI:
https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-31-152Ключевые слова:
материальная религия, методология социальных наук, материальный поворот, антропология религии, эпистемологияАннотация
«Материальная религия» как исследовательская программа представляет собой сравнительно новое направление в изучении религиозных явлений методами социальных наук. Хотя у нее есть и собственные предтечи и предшественники, как кажется, мы можем утверждать, что это направление сформировалось на волне критики эпистемологического инструментария социальной и культурной антропологии, определявшего в качестве естественных, самоочевидных и фундаментальных признаков религии ее укорененность в когнитивном и психологическом опыте человека. Соответственно, по отношению к этому опыту материальные проявления религии являются чем-то вторичным, опциональным и даже избыточным. Критика подобного взгляда как на природу религии, так и на процедуры ее изучения делает акцент на его культурной и исторической специфичности, обусловленной использованием христианства протестантского толка в качестве образца для всех возможных религий. Материальный поворот, в свою очередь, основывается на предположении, что духовный опыт может быть рассмотрен как производная от телесных практик и переживаний, порождаемых контактами человека с вещами, субстанциями, изображениями, звуками, запахами, вкусами. Понимаемые как части религиозной инфраструктуры, они составляют и регулярную, и сверхординарную жизнь отдельного верующего и всего религиозного сообщества. Это направление в изучении религии оказалось почти незамеченным в отечественных социальных и гуманитарных дисциплинах. Цель дискуссии — оценить современное состояние области исследований материальной религии и обсудить перспективы развития этого направления. Участники форума рассуждают о том, какое место в их собственных исследованиях религиозной или духовной жизни занимает работа с материальностью и какие эвристические перспективы она открывает. Отдельной линией рассуждений стала перспектива прививки «материальной религии» к классическим моделям исследования, например марксистской социологии.