Вопросы следующего Форума

В шестьдесят девятом номере журнала «Антропологический форум», который издают Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) и Европейский университет в Санкт-Петербурге, планируется обсудить взаимодействие социальных наук и пси-дисциплин (психиатрии, психотерапии и психологии). Редколлегия журнала обращается к вам с просьбой дать развернутые ответы на сформулированные ниже вопросы. Вы можете отвечать на один или несколько вопросов по своему усмотрению. Желательно, чтобы общий объем ответов не превышал 10 страниц (12 кегль через 1,5 интервала). Просим прислать ответы на адрес электронной почты: forum.for.anthropology@gmail.com с копией: aklepikova@eu.spb.ru. Ваши ответы будут опубликованы в материалах дискуссии в номере журнала, который предполагается выпустить в июне 2026 г. Ответы принимаются до 20 декабря 2025 г.

Пси-дицсциплины и социальные науки

С сентября 2024 по июнь 2025 г. в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошел цикл встреч междисциплинарного дискуссионного клуба «Личность и душевное здоровье в эпоху медикализации»[1], в ходе которых психиатры и психотерапевты дискутировали с антропологами и социологами. Эти дискуссии не были простыми, в том числе из-за разницы в категориальном аппарате, непрозрачности друг для друга некоторых терминов и противоречий в наполнении, казалось бы, одних и тех же понятий (яркий пример тому — «личность», которая становится объектом концептуализации и изучения как в психиатрии, так и в антропологии). Тем не менее на протяжении этих встреч дискутанты пытались найти точки соприкосновения, взаимопонятные идеи и общий язык, а главное — оценить, в какой форме эти дисциплины интересны и нужны друг другу.

Культурная антропология и психиатрия / психоанализ имеют давнюю историю сближения в зарубежной научной литературе. Однако, несмотря на раннее влияние психоанализа на социальные науки, современная антропология и социология четко очерчивают дисциплинарные границы, открещиваясь от психологизма, и критикуют медикализацию. Для антропологов / социологов психиатрия и психология чаще становятся объектами изучения, нежели источником для теоретического вдохновения [Goffman 1961; Martin 2007; Luhrmann 2011], в том числе в русле изучения так называемого психотерапевтического поворота [Rose 1998; Illouz 2008]. Существует и критическая традиция в отношении психиатрических и медицинских знаний и практик: фукольдианская перспектива, рассматривающая их как пространства дисциплинирования [Foucault 2003], и «антипсихиатрическое» направление, призванное развенчать сверхмедикализацию и коммерциализацию в сфере заботы о здоровье [Szasz 1960; Illich 1976].

В свою очередь современная психиатрия, несмотря на немногие попытки расширить свой инструментарий за счет концепций социальных наук (см., например: [Kleinman 1977; 2004; Kirmayer 1984; 2005]), также сохраняет свою медицинскую идентичность. В российском академическом дискурсе можно встретить рассуждения о социальных аспектах диагностики и лечения [Менделевич 2016; 2023] и даже идеи создания целой дисциплины «Антропологическая психиатрия» [Зислин 2018; 2023]. Однако, даже имея в виду эти важные и достойные усилия, стоит признать, что полноценный диалог между современными российскими / русскоязычными социальными исследователями и психиатрами все равно отсутствует.

Стремясь обобщить опыт состоявшегося междисциплинарного диалога и сделать более доступными его результаты, коллектив со-организаторов дискуссионного клуба «Личность и душевное здоровье в эпоху медикализации» решил продолжить обсуждение этой темы на страницах журнала «Антропологический форум». Мы приглашаем к участию в междисциплинарном форуме как представителей социальных наук, так и психиатров, психотерапевтов и психологов — специалистов так называемых пси-дисциплин[2] и предлагаем ответить на следующие вопросы:

  1. Возможно ли создание общего языка и «обменных зон» между психиатрией и социальными науками? В чем заключаются разногласия и непонимание в этом поле и каковы их причины? Есть ли у вас личный опыт такого взаимного обмена и (не)понимания?
     
  2. Насколько антропологи и социологи могут приблизиться не просто к изучению современного психотерапевтического дискурса и пациентского опыта или же к рассмотрению психиатров и психологов как профессиональных групп, но и исследовать само психиатрическое / психотерапевтическое знание? Что это может дать?

  3. Какие идеи и результаты социально-антропологических исследований могут быть полезны представителям пси-дисциплин? Имеет ли смысл интегрировать их в психиатрическую и психотерапевтическую практику и есть ли у вас такой опыт? Какова роль в этом психиатрии как института? Возможна и нужна ли «антропологически информированная» психиатрия / психотерапия?

  4. Как психиатрическое сообщество воспринимает критику психиатрии и медицины в целом со стороны социальных наук? Каким образом оно на нее отвечает?

  5. В эпоху популяризации пси-дискурса и «моды» на психиатрические диагнозы психиатрия и антропология / социальные науки могут выступать и как соперники, и как соратники. В каких контекстах возникают эти соперничество и сотрудничество и каковы их перспективы?

Библиография

Зислин И. Очерки антропологической психиатрии. М.: Городец, 2023. 416 с.

Зислин И. Три лика психиатрии: этнографический, транскультуральный, антропологический // Независимый психиатрический журнал. 2018. № 2. C. 13–17.

Менделевич В.Д. Классификация психических расстройств vs. систематика поведенческих девиаций: медикализация как тренд // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2016. № 1. С. 10–16.

Менделевич В.Д. О «субъективных психических расстройствах», самодиагностике и психопатологической настороженности // Психиатрия и психофармакотерапия. 2023. № 4. С. 4–7.

Foucault M. Le Pouvoir psychiatrique: Cours au Collège de France, 1973–1974. Paris: Éditions du Seuil, 2003. 416 p.

Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. London: Aldine Transaction, 1961. 336 p.

Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. New York: Prentice Hall, 1963. 168 p.

Illich I. Medical Nemesis: The Expropriation of Health.  New York: Pantheon Books, 1976. 294 p.

Illouz E. Saving the Modern Soul: Therapy, Emotions, and the Culture of Self-Help. Los Angeles, CA: University of California Press, 2008. 304 p.

Kirmayer L.J. Culture, Affect and Somatization: Part II // Transcultural Psychiatric Research Review. 1984. Vol. 21. No. 4. P. 237–262.

Kirmayer L.J. Culture, Context and Experience in Psychiatric Diagnosis // Psychopathology. 2005. Vol. 38. No. 4. P. 192–196.

Kleinman A.M. Depression, Somatization and the “New Cross-Cultural Psychiatry” // Social Science & Medicine. 1977. Vol. 11. No. 1. P. 3–9.

Kleinman A. Culture and Depression // New England Journal of Medicine. 2004. Vol. 351. No. 10. P. 951–953.

Luhrmann T.M. Of Two Minds: An Anthropologist Looks at American Psychiatry. New York: Vintage Books, 2011. 352 p.

Martin E. Bipolar Expeditions: Mania and Depression in American Culture. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2007. 396 p.

Rose N. Inventing Our Selves: Psychology, Power, and Personhood. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 236 p.

Szasz T. S. The Myth of Mental Illness // American Psychologist. 1960. Vol. 15. No. 2. P. 113–118.

 

[1] Встречи были организованы исследователями из ЕУСПб совместно с медиками клиники «Династия».

[2] Мы отдаем себе отчет в том, что объединение этих дисциплин под зонтичным термином может вызывать вопросы, поскольку между представителями различных направлений существуют как противоречия, так и альянсы. Однако здесь мы следуем за Николасом Роузом, который объединил психиатрию, психотерапию и психологию, используя общий термин «пси-дисциплины» как те домены, где современный субъект ищет поддержку и получает техники работы с собственным «я».