Ритуал «хатым-аш»: специфика локального исламского контекста Тюменской области
DOI:
https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-60-189-212Ключевые слова:
хатым-аш, локальный исламский контекст, ритуал, ислам, мусульмане, татары, Тюменская область, СибирьАннотация
Домашнее молитвенное собрание с чтением Корана и трапезой (хатым-аш) составляет важную часть локального исламского контекста татар-мусульман Тюменской области. В данной статье публикуются материалы полевых исследований, собранные на юге региона в период 2011–2021 гг., описаны общие и специфические черты исполнения и восприятия этого ритуала в разных населенных пунктах. Для сбора материала использовались методы неструктурированного наблюдения и интервью по «мягкому» опроснику. Исследованные молитвенные собрания имели устойчивые и часто повторяющиеся поводы проведения (поминание умерших родственников, рождение детей, болезнь близких людей, смена социального статуса, крупные материальные приобретения), элементы сценария (озвучивание повода проведения, рецитация сур Корана, произнесение молитвы-просьбы, раздача пожертвований, коллективная трапеза) и смысл исполнения (забота об умерших в сверхчувственном мире, получение поддержки Аллаха в чувственном мире). Наряду с этим церемонии не представляли собой абсолютно одинакового сочетания обрядов, идентично воспроизводящихся в различных местах. Их названия в разных населенных пунктах различались в зависимости от повода, по которому обряды проводили. Разнообразие касалось и того, где, когда, как и кто их проводил. Существовали отличия и в том, как именно объясняли смысл проведения хатым-аша участники и исполнители ритуала.