Старообрядческие мученики и религиозное дисциплинирование рубежа XVII–XVIII вв.

Авторы

  • Алексей Попович Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-60-159-186

Ключевые слова:

мученики, старообрядцы, суеверие, антистарообрядческая полемика, самосожжения, писатели патриаршего круга, петровская эпоха

Аннотация

Исследование посвящено стратегиям оспаривания мученического статуса, используемого старообрядцами по отношению к себе и собственным святым, характерным для полемической литературы конца XVII — начала XVIII в. Прославление мучеников, пострадавших в результате гонений или самосожжений, обличалось в антистарообрядческой книжности в одном ряду с суевериями. Обозначено место этой полемики в процессах религиозного дисциплинирования. При этом почитание «ложных», несвидетельствованных мучеников характеризовалось как лицемерие задолго до духовной реформы Петра I, а обличители «раскола» начала XVIII в. (Феофан Прокопович, Феофилакт Лопатинский, Димитрий Ростовский, И.Т. Посошков) использовали те же идеи и приемы, что и писатели патриаршего круга (Афанасий Холмогорский, Игнатий Римский-Корсаков и др.) и другие книжники XVII в. (Симеон Полоцкий, авторы Деяний Московских соборов, Юрий Крижанич и неизвестный автор «Брозды духовной»). Все авторы были едины в своем противостоянии старообрядческим представлениям о святости и спасении души. Размежевание официальных полемистов обозначилось в петровскую эпоху, когда более широкое распространение получили идеи рационализации христианского благочестия и монополии государственной власти на присвоение мученических венцов, тогда как на периферии оказались иные точки зрения на пути спасения души.

Загрузки

Опубликован

2024-03-25

Выпуск

Раздел

Исследования

Как цитировать

Старообрядческие мученики и религиозное дисциплинирование рубежа XVII–XVIII вв. (2024). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 60, 159–186. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-60-159-186