Боевое искусство как элемент обряда и танцевальная практика: феномен чхау на плато Чхота-Нагпур (Восточная Индия)
DOI:
https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-53-100-130Ключевые слова:
Индия, чхау (чхо), Чхота-Нагпур, Чайтра-парва, боевое искусство, касты, исполнительское искусствоАннотация
В статье представлен анализ истории, культурного контекста и социальных функций чхау (чхо) — одного из традиционных исполнительских искусств Индии, распространенного на плато Чхота-Нагпур (ряд территорий современных штатов Одиша (Орисса), Джаркханд и Западная Бенгалия), а в последние полвека вышедшего на общеиндийский уровень. Автор приходит к выводу, что в основе чхау были разные формы представления (амдалия-джамдалия, садхан-пхарикханда, пайкали, рукх-мар-нача, джуддха). В чхау вошли элементы сугубо ритуальные, «низовые», развлекательные, репетиционные (движения подготовки к бою). Как высокая исполнительская традиция чхау сложился в княжествах Серайкела и Маюрбхандж в 1870–1880-е гг. Первоначально он фигурировал под другими названиями, был приурочен к важному ежегодному календарному празднику Чайтра-парва и тесно связан с обрядами, культами и обычаями местных княжеских дворов. В пластике чхау проглядываются движения мастеров боевых практик, а также имитируются навыки, связанные с крестьянской повседневной работой и с охотой. К началу XX в. чхау стал частью элитарного искусства, впитавшего множество разнородных элементов. «Дворцовый», «высокий» формат чхау хорошо прослеживается в образности и репертуаре стилей Серайкела и Маюрбхандж, тогда как в районе Пурулиа возобладал более «простонародный» формат, при значительном, хотя и опосредованном влиянии бенгальского театра и культа богини Дурги. Исполнители чхау всегда относились к разным социальным стратам, среди них были горожане и деревенские жители. Ныне этот стиль открыт, ему могут обучаться все желающие. Тренинг в чхау активно используется танцорами разных направлений для расширения их репертуара и совершенствования исполнительской техники.