Форум: Материальный поворот и антропология религии

Авторы

  • Евгения Аброськина Государственный Эрмитаж Автор
  • Юлия Антонян Ереванский государственный университет Автор
  • Дмитрий Баранов Российский этнографический музей Автор
  • Владимир Бобровников Институт востоковедения РАН; Санкт-Петербургский государственный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Автор
  • Лаур Валликиви Университет Тарту Автор
  • Мансур Газимзянов Амстердамский университет Автор
  • Эльза-Баир Гучинова Институт этнологии и антропологии РАН Автор
  • Наталья Крюкова Институт этнологии и антропологии РАН Автор
  • Арт Леэте Университет Тарту Автор
  • Мария Масагутова Европейский университет в Санкт-Петербурге Автор
  • Игорь Микешин Хельсинкский университет Автор
  • Александр Панченко Европейский университет в Санкт-Петербурге; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Автор
  • Данила Рыговский Университет Тарту Автор
  • Юлия Сенина Европейский университет в Санкт-Петербурге Автор
  • Виктория Фомина Университет Сент-Эндрюс Автор
  • Марина Хаккарайнен Европейский университет в Санкт-Петербурге Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-31-152

Ключевые слова:

материальная религия, методология социальных наук, материальный поворот, антропология религии, эпистемология

Аннотация

«Материальная религия» как исследовательская программа представляет собой сравнительно новое направление в изучении религиозных явлений методами социальных наук. Хотя у нее есть и собственные предтечи и предшественники, как кажется, мы можем утверждать, что это направление сформировалось на волне критики эпистемологического инструментария социальной и культурной антропологии, определявшего в качестве естественных, самоочевидных и фундаментальных признаков религии ее укорененность в когнитивном и психологическом опыте человека. Соответственно, по отношению к этому опыту материальные проявления религии являются чем-то вторичным, опциональным и даже избыточным. Критика подобного взгляда как на природу религии, так и на процедуры ее изучения делает акцент на его культурной и исторической специфичности, обусловленной использованием христианства протестантского толка в качестве образца для всех возможных религий. Материальный поворот, в свою очередь, основывается на предположении, что духовный опыт может быть рассмотрен как производная от телесных практик и переживаний, порождаемых контактами человека с вещами, субстанциями, изображениями, звуками, запахами, вкусами. Понимаемые как части религиозной инфраструктуры, они составляют и регулярную, и сверхординарную жизнь отдельного верующего и всего религиозного сообщества. Это направление в изучении религии оказалось почти незамеченным в отечественных социальных и гуманитарных дисциплинах. Цель дискуссии — оценить современное состояние области исследований материальной религии и обсудить перспективы развития этого направления. Участники форума рассуждают о том, какое место в их собственных исследованиях религиозной или духовной жизни занимает работа с материальностью и какие эвристические перспективы она открывает. Отдельной линией рассуждений стала перспектива прививки «материальной религии» к классическим моделям исследования, например марксистской социологии.

Загрузки

Опубликован

2022-12-25

Выпуск

Раздел

Форум

Как цитировать

Форум: Материальный поворот и антропология религии. (2022). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 55, 31–152. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-31-152