Ирон хадзар (Ирон хæдзар) как элемент социальной инфраструктуры в современном североосетинском городе

Авторы

  • Сергей Штырков Европейский университет в Санкт-Петербурге; Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-195-220

Ключевые слова:

инфраструктура, Северная-Осетия — Алания, осетины, антропология религии, этнография города, традиционализм

Аннотация

В статье описываются городские хадзары — особые ритуальные дома, построенные во дворах жилых кварталов Владикавказа (Республика Северная Осетия — Алания) и ставшие элементами неформальной социальной инфраструктуры. Являясь местом проведения обрядовых застолий, хадзар строится силами семей, живущих в многоэтажном доме или в комплексе домов, и является предметом ответственности «хадзарного актива» — группы взрослых мужчин, организующих и контролирующих коллективные ритуалы во время похорон, поминок, осетинских и общенациональных календарных праздников, реже свадеб. Эти же мужчины зачастую используют хадзар для того, чтобы коротать в нем свой досуг. Возведенные с молчаливого согласия местных властей и активно используемые ими для проведения встреч с жителями домов в ходе, например, избирательных кампаний, хадзары тем не менее остаются незаконными постройками с неясным юридическим статусом. Отсутствие определенности в этом вопросе становится проблемой в ситуации, когда компании, предоставляющие коммунальные услуги, начинают требовать от жильцов домов заключать отдельные договоры для подключения хадзаров к сетям городских инфраструктур — отоплению и электроснабжению. Это ставит перед сообществом соседей по дому или двору вопрос о том, кому действительно принадлежат эти здания и, соответственно, кто должен заботиться об их судьбе.

Загрузки

Опубликован

2022-12-25

Выпуск

Раздел

Исследования

Как цитировать

Ирон хадзар (Ирон хæдзар) как элемент социальной инфраструктуры в современном североосетинском городе. (2022). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 55, 195–220. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-195-220