Царская дорога: невидимая инфраструктура и благочестивый труд в современном российском православии

Авторы

  • Жанна Кормина Практическая школа высших исследований, Лаборатория «Общества, религии, секуляризм» Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-167-194

Ключевые слова:

крестные ходы, религиозная инфраструктура, благочестивый труд, Романовы, православные святые, Екатеринбург

Аннотация

Религиозная инфраструктура с точки зрения верующего включает в себя две составляющие: материальную среду, создающую условия для его религиозной жизни, и невидимую глазу небесную инфраструктуру, т.е. агентов, которые управляют людьми и вещами. Невидимый мир для верующего человека не менее реален, чем мир видимый, и в своей религиозной жизни он стремится к участию в таких ситуациях и проектах, в которых подтверждается целостность этой экосистемы. Примером таких ситуаций является чрезвычайно распространенная в современной России практика православных крестных ходов. В статье на основе полевых материалов автора рассматриваются царские крестные ходы в Екатеринбурге, связанные с памятью об убийстве последнего российского царя и его семьи, прославленных в качестве православных святых. В связи с анализом этой практики автор предлагает использовать понятие благочестивого труда, смысл которого состоит в том, чтобы связывать видимую и невидимую религиозные инфраструктуры в единое целое. В отличие от паломников и религиозных туристов, которые приезжают на святые места, чтобы потреблять благодать, крестоходцы занимаются производством благодати, осуществляя свою работу по соединению небес и земли.

Загрузки

Опубликован

2022-12-25

Выпуск

Раздел

Исследования

Как цитировать

Царская дорога: невидимая инфраструктура и благочестивый труд в современном российском православии. (2022). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 55, 167–194. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-167-194