Поварешка Марфы: антропология религиозной инфраструктуры

Авторы

  • Жанна Кормина Практическая школа высших исследований, Лаборатория «Общества, религии, секуляризм» Автор
  • Екатерина Хонинева Европейский университет в Санкт-Петербурге; Институт лингвистических исследований РАН Автор
  • Сергей Штырков Европейский университет в Санкт-Петербурге; Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-9-27

Ключевые слова:

методы социальных наук, антропология религии, инфраструктура, материальная религия, паломничество, православие

Аннотация

Интерес к работе инфраструктур, обеспечивающих жизнь человеческих сообществ, во многом определяется попытками отстраниться от антропоцентрической эпистемы, которые настойчиво предпринимаются в социальных науках последних трех десятилетий. Это направление исследований хорошо соотносится с задачами классической социальной антропологии, поскольку делает очевидное незнакомым и предлагает еще одну перспективу для того, чтобы по-новому взглянуть на невидимую работу политического. Однако в области социальных исследований религии интерес к инфраструктуре пока не привел к формированию устойчивых и узнаваемых аргументационных тактик и дискурсивных форм. Что же может дать инфраструктурный подход применительно к анализу социальной жизни религиозных групп? Среди векторов, намечающихся в этом исследовательском поле, мы указываем, во-первых, на работу социального воображения верующих с темами новых (густых) и традиционных (бедных) инфраструктурных систем и, во-вторых, на сюжет сбоев в функционировании сетей обеспечения ресурсами, порождающих опыт взаимодействия верующих с агентами нечеловеческой природы благодаря особым семиотическим идеологиям. Предлагаемый инфраструктурный подход к изучению религиозной жизни не претендует на принципиально новую методологию или теорию. Скорее этот взгляд на знакомые для антропологии религии предметы — паломничество, благотворительность, работу с прошлым — позволяет обнаружить до того не слишком заметные причинно-следственные связи и экзегетические логики, формирующие повседневность религиозного человека. Кроме того, он напоминает нам о том, что в этнографической реальности религиозная и нерелигиозная сферы социального праксиса зачастую не отделены друг от друга.

Загрузки

Опубликован

2022-12-25

Выпуск

Раздел

Вне рубрик

Как цитировать

Поварешка Марфы: антропология религиозной инфраструктуры. (2022). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 55, 9–27. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-55-9-27