К реконструкции горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные лексикой неживой природы

Авторы

  • Елена Березович Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Автор
  • Елена Иванова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2023-19-58-209-246

Ключевые слова:

мифонимия, семантическая реконструкция, этимология, этнолингвистика, русская диалектная лексика, топонимия, Урал

Аннотация

В статье анализируется горная мифонимия Урала — обозначения сверхъестественных существ (антропоморфных и зооморфных), которые, по народным верованиям, хранят богатства недр (минералы и металлы) и способствуют или препятствуют их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, но лингвистический аспект до настоящего времени практически не разработан. Материал собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской художественной литературы. Авторы осуществляют семантико-мотивационную реконструкцию мифонимов. Рассматривается наиболее архаичная группа мифонимов, мотивированных лексикой неживой природы. На архаичность указывает в первую очередь тематическая принадлежность производящих основ: духи ландшафта (Горный батюшкаГорная матка, СемигорКаменная девка), стихий (ОгневкаОгневушка-Поскакушка), погодных условий (МорокСинюшка, Синильга), горных пород и минералов (Малахитницазмеи-медянкиХозяин ЗолотаЗолотая девкаЗолотая бабаЗолотой Волос). Важной чертой некоторых архаичных мифонимов является полимотивационность, включенность в своеобразные мифопоэтические полимотивационные комплексы, соединяющие в себе факты, которые принадлежат разным каналам трансляции этнокультурной информации (язык, фольклорный текст, верования, обряд). Отличительная особенность горной мифонимии Урала — наличие мифонимов, образованных от местных топонимов: АзовкаСтарик ТаганaйБогатырь УралБогатырь Полюд и др. Популярность этой модели объясняется как спецификой самих реалий (особенно если речь идет об Уральских горах с их фигурами выветривания), так и влиянием тюркской и обско-угорской традиций, где весьма популярны мифы о «каменных хозяевах». Отмечена также высокая активность «авторских» мифонимов, их взаимодействие с народной мифонимией и специфика: индивидуализация героя. Так, народный мифоним хозяйка в авторском произведении превращается в Хозяйку Медной горы.

Загрузки

Опубликован

2024-08-03

Выпуск

Раздел

Исследования

Как цитировать

К реконструкции горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные лексикой неживой природы. (2024). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 58, 209–246. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2023-19-58-209-246