Рец. на кн.: James Ferguson. Presence and Social Obligation: An Essay of Share. Chicago, IL: Prickly Paradigm Press, 2021. 85 p.

Авторы

  • Александра Захарова Европейский университет в Санкт-Петербурге Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-61-259-268

Ключевые слова:

анархизм, политика распределения, безусловный базовый доход, присутствие, соседство, бедность

Аннотация

Продолжая идею, изложенную в “Give a Man a Fish” (2015), антрополог Джеймс Фергюсон в своей новой книге пытается разработать теоретическую базу для такой политики распределения ресурсов, как безусловный базовый доход, и заявляет о необходимости пересмотра господствующих оснований для распределения ресурсов, а именно труда и гражданства. С опорой на материалы с юга Африки и работы об обществах охотников-собирателей Фергюсон предлагает выделить такое основание, как физическое со-присутствие (presence). Буквального нахождения «рядом» (что может быть весьма растяжимым понятием) по его идее достаточно для того, чтобы обязать людей делиться друг с другом и гарантировать каждому право на долю. Сопровождая это утверждение антропологическими аргументами, Фергюсон пытается не только обосновать необходимость и возможность новой глобальной политики распределения ресурсов, но и заявляет о важности развития аналитического потенциала самой концепции «присутствия». В рецензии этот подход сопоставляется с тем, что Джон и Джин Комарофф назвали теорией с юга (theory from the south). Кроме того, с точки зрения автора рецензии, в “Presence and Social Obligation” Фергюсон создает и одно из возможных теоретических обоснований анархизма. В связи с этим отмечается, что рецензируемая книга могла бы стать отправной точкой для рассуждений о месте и роли антропологии в политических проектах.

Загрузки

Опубликован

2024-06-25

Версии

Выпуск

Раздел

Рецензии

Как цитировать

Рец. на кн.: James Ferguson. Presence and Social Obligation: An Essay of Share. Chicago, IL: Prickly Paradigm Press, 2021. 85 p. (2024). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 61, 259–268. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-61-259-268 (Original work published 2024)