Архангельское село Лявля как место насилия: между историей и мифом

Авторы

  • Наталья Дранникова Европейский университет в Санкт-Петербурге Автор

DOI:

https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-61-194-218

Ключевые слова:

село Лявля, Архангельск, репрессии, Православная церковь, место памяти, коммеморация

Аннотация

В статье рассматриваются нарративы, представления и культурные практики, бытующие в архангельском культурном пространстве и репрезентирующие внешнему наблюдателю страницы советской истории села Лявля, связанные с массовым уничтожением людей в 1920–1950-е гг. Культурная память о Лявле как месте насилия создавалась прихожанами церкви Успения Пресвятой Богородицы и руководством Архангельской епархии. Итогом их деятельности стало формирование нарратива об истории Лявли и партикуляризация памяти о жертвах насилия. Судьба современной России для акторов памяти неотделима от судьбы Православной церкви, а люди, погибшие в Лявле, предстают мучениками за веру и «героями духа». Крестные ходы по местам захоронений дают возможность их участникам легитимизировать представления об особой роли России в православном мире и об исключительности русского народа. Судьба погибших священнослужителей и мирян, по мнению мемориальных акторов, служит свидетельством уникальности русской нации и ее особой миссии по сохранению православия. В последнее время интерес к теме травматического прошлого угас. Автор показывает, как память о травматическом наследии конструируется через церемонии, мемориалы и публикации.

Загрузки

Опубликован

2024-06-25

Версии

Выпуск

Раздел

Материалы полевых и архивных исследований

Как цитировать

Архангельское село Лявля как место насилия: между историей и мифом. (2024). Антропологический форум Forum for Anthropology and Culture, 61, 194–218. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-61-194-218 (Original work published 2024)