«Это очень большой табаррук»: ритуальные предметы и чувство общности в контексте североиндийского культа мусульманских святых
DOI:
https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-53-73-99Ключевые слова:
ислам, Индия, суфизм, Даргах, табаррук, Дели, контагиозностьАннотация
Автор, опираясь на материалы полевых исследований почитаемой мусульманской могилы в городе Дели, анализирует роль священных предметов (табаррука) в ритуале почитания святого. Обмен пищей и другими предметами, которые информанты называют табарруком, — один из существенных элементов культа. Автор ставит во главу угла исследование этих предметов, чтобы ответить на вопрос о роли и свойствах табаррука в ритуале и социальной жизни. Табаррук (чаще всего сласти и лепестки роз) меняет свой статус: паломник покупает его в лавке возле гробницы, приносит к могиле, прикладывает к надгробию. Сластями паломники обмениваются между собой. Сотрудники гробницы отдают часть табаррука паломникам обратно. Пища из кухни лангара, которую бесплатно раздают паломникам, гостям и бездомным, не обладает высоким статусом, ее необязательно доедать. Сласти, которые дарят другие паломники, необходимо употребить в пищу. Как показывает анализ полевого материала, табаррук обладает двумя фундаментальными свойствами. Эти предметы должны пройти стадию дарообмена, в которой участвуют реальные и символические участники. Таким образом, они объединяют паломников между собой и с почитаемым святым. Кроме того, они должны соприкоснуться с символическим агентом, частью распределенной личности святого, и являются его индексальным выражением.