Чествование инклюзивности: организация и ритуал спорта массового участия
DOI:
https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-54-37-67Ключевые слова:
триатлон, бег, велоспорт, марафон, Challenge, Ironman, спорт для всех, обряды перехода, лиминальность, коммунитас, управление спортом, ивент-менеджментАннотация
Описываются лучшие практики организации, церемонии и ритуалы событий массового партиципаторного спорта. Методы исследования — включенное наблюдение открытых гонок на выносливость по дистанционному бегу, триатлону, велоспорту, лыжам, плаванию с 2003 по 2019 г., анализ статистики и документов. Особый фокус сделан на триатлоне в Европе. Мы утверждаем, что феномен партиципаторного спорта является следствием экспрессивной модели спорта (ЭМС) как разделяемого сообществом социального конструкта. Объясняется, как ЭМС реализуется при организации событий через ритуалы, условности и институты. Во-первых, в рамках ЭМС финиш гонки признается как достижение организаторами и сообществом участников. Во-вторых, основное внимание уделяется ординарным, неэлитным любителям как главным участникам события. Это подразумевает открытый допуск без селекции по мастерству; демократичные лимиты времени; равные дистанции, стартовые взносы и уровень сервиса как для элитных, так и для неэлитных атлетов; единый фестиваль и пространство; удобное для любителей расписание соревнований (неэлитные гонки в уик-энд). В-третьих, это пересмотр линейного ранжирования соревнований через новую модель иерархии, презентацию результатов по возрастам, инклюзивный ритуал награждения. Это включает деление атлетов на неэлитных любителей (без денежных призов) и элиту / профессионалов (с призами и/или конкурирующих за абсолютный зачет), развитое деление любителей на возрастные группы с шагом 5 лет (95–99, 90–94, 85–89 и далее до 20–24, 15–19), чествование последних финишеров и старейших атлетов. Теоретическая рамка сочетает идеи цивилизационного процесса, эволюционной и символической антропологии. Поскольку гонки на выносливость описаны как обряды перехода и лиминальные процессы, то подчеркивается, что ритуал выступает средством примирения и восстановления коммунитас.